Проект «Байкал» провалился: куда ушли 3,5 миллиарда рублей?

Команда под руководством главы "Ростеха" Сергея Чемезова, вице-премьера Дениса Мантурова и их долгосрочного партнера, банкира Виктора Григорьева, фактически сорвала проект создания нового легкомоторного самолета "Байкал" (ЛМС-901), который должен был заменить устаревший Ан-2, более известный как "Кукурузник".
Сегодня стало известно, что контракт на разработку самолета, который исполняет Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), могут передать компании S7 Group Владислава Филева, а то и вовсе заморозить работы. Причина - конструктивные проблемы самолета, на устранение которых может потребоваться до пяти лет. Фактически, его надо собирать заново. А куда, в таком случае, делись 3,5 млрд рублей из бюджета, выделенные на его создание?
Получается, разработчики самолета не исполнили поручение Президента, данное им в сентябре 2024 года о необходимости скорейшего запуска "Байкала" в серийное производство. Кто понесет за это ответственность?
УЗГА входит в холдинг "Технодинамика" российского бизнесмена Виктора Григорьева. Он владеет 75% минус одна акция – остальное за "Ростехом". Он же – владелец "НК банка", который называют домашним (зарплатным) банком госкорпорации "Ростех". Следовательно, самого Григорьева считают чуть ли не "кошельком" главы "Ростеха" Сергея Чемезова.
У "Технодинамики" больше 50% акций УЗГА. Тогда как другая часть на 2019 год принадлежала УГМК, который входит в орбиту скандальных олигархов Искандера Махмудова и Андрея Бокарева. Вместе с тем, решающее слово в разработке должна иметь именно "Технодинамика" Григорьева. Непосредственно разработкой занимается дочерняя структура УЗГА - ООО "Байкал-Инжиниринг". Любопытно, что по итогам 2024 года ООО имеет стоимость активов в минус 16 млн рублей, убытки в 8,5 млн рублей. И все это при выручке в 566 млн рублей, явно полученной как раз с госконтракта на разработку нового воздушного суда.
Как можно было доверить банкиру Григорьеву стратегические предприятия авиационной и космической отраслей?
Примечательно, как этот банкир вообще получил 75% в "Технодинамике" - холдинге, объединяющим более 30 высокотехнологичных предприятий авиастроительной и космической отрасли. Он отошел Григорьеву всего за 13,8 млрд рублей (начальная, и она же окончательная цена контракта). Смехотворная сумма для такого колоссального объема активов. Конкурс носил закрытый характер, туда пускали только тех, кого отобрал сам "Ростех". Ведь это стратегические производства. В результате все это добро досталось банкиру с сомнительной репутацией, зато близкому самому Сергею Чемезову.
Миллиарды в трубу
Учитывая это, результаты по "Байкалу" и другим высокотехнолгичным проектам "Технодинамики" никого не должны удивлять. Контракт на создание "Байкала" был подписан в 2022 году, его общая стоимость - 3,5 млрд рублей. Из них 1,4 млрд рублей УЗГА получил сразу для старта разработок. Завершить опытно-конструкторские работы предполагалось в 2024 году, после чего выпускать по 30-50 самолетов в год. Затем сроки по ОКР сместились на 2026 год. Сейчас понятно, что эта работа не будет сделана как минимум до 2030 года - если проект вообще не зарубят.
Альтернатива - продолжить летать на древних Ан-2. Но без доработки двигателя это невозможно. Чтобы создать новый двигатель для "Кукурузника", нужно еще 1,8 млрд рублей. Однако, доработка "Байкала" будет стоить в пять раз дороже. Т.е. общая стоимость проекта составит 10 млрд рублей. Решение о том, каким путем пойдет отечественная авиаотрасль и о выделении средств еще не принято. Но то, что "Байкал" с треском провалился - ясно уже сейчас.
Получается, при главе "Ростеха" Сергее Чемезове, его давнем соратнике Денисе Мантурове и их любимом банкире Викторе Григорьеве, аккумулировавшем у себя гигантские стратегические производства, Россия в 2025 году не может создать даже аналог "Кукурузнику". Это возмутительный позор, приговор российскому авиастроению. Разумеется, никто не понесет за это никакого наказания.
Еще "смешнее", что проект ЛМС-901 представляли, как полностью импортозамещенный продукт. Уже на старте было понятно, что это абсолютная белиберда и пускание пыли в глаза. Как утверждают в Сети со ссылкой на главного конструктора УЗГА по самолётостроению Вадима Дёмина, якобы на первом этапе на ЛМС-901 должен был устанавливаться двигатель General Electric H80-200, это обновленный Walter M601 чешского производства. Такой же ставится на древний чешский Let L-410 "Турболет".
Разумеется, потом у Демина заявили, что для самолета будет разработан новый двигатель. И вот результат - ни самолета (даже с чешской начинкой), ни отечественного двигателя.
Читайте ещё:ЦБ РФ хочет выяснить, сколько денег россияне выводят из страны через криптовалюту
Прототип "Байкала".
Другая тема для спекуляций - ожидаемая стоимость нового лайнера. С ней связан знатный конфуз. В условиях конкурса Минпромторга на разработку такого самолета было указано, что его цена не должна была превышать 120 млн руб. Осенью 2023 года вице-премьер - полпред в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев обращал внимание на то, что цена базового самолета выросла до 178 млн рублей. После выяснилось, что интересантам предлагают заказывать самолет уже по 455 млн рублей (!), а к 2032 году его цена возрастет до 587 млн рублей.
Ситуация возмутила Президента Владимира Путина. Он поручил немедленно разобраться, почему так произошло. Магическим образом после вмешательства Президента стоимость заказа самолета опустилась сразу вдвое - до 260 млн рублей. Это можно было бы назвать несмешным анекдотом. Похоже, изначально в проект самолета заложили громадные коррупционные издержки. Однако, теперь эта тема неактуальна - нового самолета Россия не дождется, закупать нечего, а деньги, выделенные на проект, вылетели в трубу.
Для сравнения скажем, что стоимость более сложного и современного аналога "Байкала" - чешского самолета EV-55 Outback, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, составляет 1,9 млн долларов. То есть по курсу на сегодняшний — это менее 200 млн. рублей. Вот вам и импортозамещение, и эффективное расходование средств в одном флаконе.
Однако, УЗГА при Чемезове, Мантурове, Григорьеве и других не исполняет обязательства не только по "Байкалу". Широкий резонанс получили финансовые претензии ГТЛК к предприятию на более, чем 200 млн рублей из-за поставки четырех воздушных судов L 410 UVP-E20. Это чешские самолеты, разработанные в 60-х годах прошлого века и производимые в России по лицензии.
Ранее тот же ГТЛК подал заявление о взыскании с завода неустойки в размере более 6,5 млн рублей по контракту на поставку 5 самолетов L 410 UVP-E20. Как указывается в разбирательствах, 3 самолета должны были поставить до 31 октября 2020 года, а еще 2 – до 31 октября 2021. Как отметила ГТЛК в заявлении, УЗГА поставил 2 самолета только в конце декабря 2020.
Напомним, осенью прошлого года УЗГА также оказывался в центре финансового скандала, связанного с контрактом на поставку четырех воздушных судов L 410 UVP-E20. Тогда претензии к заводу предъявило АО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК, подконтрольна Министерству транспорта РФ).
Все те же на манеже
"Что они не делают - не идут дела. Видно, в понедельник их мама родила", - строчки из классической советской комедии как никогда подходят к ситуации вокруг УЗГА и тех лиц, кто отвечает за его работу. А мы вспомним другой пример выдающейся отечественной конструкторской мысли, которые курировали все те же двое из ларца - Сергей Чемезов и Денис Мантуров. А именно создание многострадального самолета "Сухой Суперджет 100", который стал рекордсменом по числу аварий. И на практике, как и недоделанный "Байкал", оказался вовсе не импортозамещенной продукцией.
После введения драконовских санкций в 2022 году выяснилось, что в лайнере 64 импортных узла и комплектующих. На замену дополнительно потребуется выделить 50 млрд рублей - и это без учета двигателей. Напомним, что разработка "базового" "Суперджета" могла стоить бюджету, по разным оценкам, до 100 млрд рублей. Трудно даже подсчитать точную сумму. Такого бездарного разбазаривания бюджетных денег на вторичное и аварийно-опасное барахло в истории России сложно даже припомнить.
У Сергея Чемезова и Дениса Мантурова все отлично.
Но Сергей Чемезов все еще остается главой "Ростеха", а его давний знакомый Денис Мантуров получил повышение до первого вице-премьера Правительства РФ. Надо полагать, их семьи вообще далеки от таких проблем, ведь они занимаются совместным бизнесом. Что касается Григорьева - то он протягивает руки за все новыми стратегическими активами. С такими "друзьями" и управленцами России не нужны никакие враги.
Распечатать